ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ: ЭМИТЕНТЫ И УСЛОВИЯ ПЕРВИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ИХ АКЦИЙ Доклад для общественных консультаций Москва 2025
Материал подготовлен Департаментом корпоративных отношений. Ответы на вопросы, поставленные в докладе, а также замечания и предложения к нему просим направлять до 20 февраля 2025 года включительно на адреса: khusainovasv@cbr.ru и vavulinda@cbr.ru. Фото на обложке: Shutterstock/FOTODOM 107016, Москва, ул. Неглинная, 12, к. В Официальный сайт Банка России: www.cbr.ru © Центральный банк Российской Федерации, 2025 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение................................................................................................................................2 Ключевые предложения.................................................................................................... 4 1. Р аскрытие информации публичным акционерным обществом...........................7 1.1. Адаптация информации под розничного инвестора..................................................................................... 7 1.2. Прогнозные показатели деятельности эмитента..........................................................................................10 1.3. Переход на принципы подготовки годового отчета....................................................................................13 2. П розрачность условий первичного публичного размещения акций............... 15 2.1. Статус организатора размещения..........................................................................................................................15 2.2. Объективная оценка справедливой стоимости эмитента........................................................................19 2.3. Прозрачное распределение акций среди инвесторов............................................................................. 22 2.4. Прозрачность стабилизации цены после первичного размещения.................................................24 2.5. Соглашение об ограничении продажи (обременении) акций...............................................................26 Приложения........................................................................................................................ 29 Приложение 1.............................................................................................................................................................................29 Приложение 2............................................................................................................................................................................30 Приложение 3.............................................................................................................................................................................31
2 Информационная прозрачность на рынке ценных бумаг: эмитенты и условия первичного размещения их акций ВВЕДЕНИЕ В 2023–2024 гг. на российском рынке акционерного капитала наблюдался рост первичных публичных размещений акций (IPO, Initial Public Offering). Потенциал рынка возрастает в результате увеличения количества сделок и объемов привлеченных инвестиций, что повышает его роль в формировании долгосрочных финансовых ресурсов в экономике и диверсификации источников финансирования бизнеса. За 2024 г. публичное размещение провели 19 эмитентов, из которых 15 впервые вышли на рынок акционерного капитала. Совокупный объем привлеченных средств составил 102,1 млрд рублей. В текущих условиях как эмитенты, так и инвесторы ориентированы на внутренний рынок. Возросла роль розничных инвесторов, в том числе неквалифицированных. Их активность на рынке IPO определила особенности публичных размещений. Как следствие, особую актуальность приобретает информационная прозрачность эмитентов. Под ней понимается наличие доступной, актуальной, достоверной информации для оценки рисков и принятия инвестиционных решений. Практика последних лет свидетельствует о наметившейся информационной асимметрии на рынке и о дефиците информации. Информационное поле должно быть выровнено для всех категорий инвесторов, а отдельная информация адаптирована под нужды розничного инвестора. Ориентация эмитентов на раскрытие прошлых и текущих результатов деятельности снижает возможности инвесторов. В первую очередь это касается оценки перспектив компаний, впервые выходящих на публичный рынок капитала. Практика раскрытия прогнозов и оценок финансовых и операционных показателей эмитентами в документах и материалах, не являющихся юридически значимыми, приводит к ухудшению защиты инвесторов в случае недостоверности прогнозов. Преобладание в открытом доступе (в том числе в социальных сетях) аналитических материалов рекламного характера не в полной мере обеспечивает профессиональную и объективную оценку перспектив развития эмитентов. В отдельных случаях наблюдается нацеленность на формирование завышенных ожиданий розничных инвесторов в преддверии публичного размещения. Недостаток основанной на фундаментальном анализе информации об оценке стоимости эмитентов, а также наличие ряда публичных размещений с незначительным участием институциональных инвесторов (которые могли бы оказать серьезное влияние на ценообразование на рынке акций) создают возможности возникновения рисков непрозрачной оценки справедливой стоимости эмитентов. Напротив, распространение фундаментального анализа стоимости эмитентов со стороны независимых профессионалов позволило бы сделать более доступной информацию об оценке справедливой стоимости эмитентов. Непрозрачность распределения акций среди инвесторов при проведении публичных размещений (далее – аллокация) вызывает вопросы со стороны инвесторов и снижает доверие к рынку капитала. Участники рынка отмечают отсутствие информации о предварительной аллокации, что в том числе создает дополнительное раздувание числа заявок для получения большей аллокации. В 2024 г. большинство эмитентов, впервые вышедших на публичный рынок акционерного капитала, использовали механизмы стабилизации цены акций. При этом в российский проспект ценных бумаг информация о стабилизационных механизмах не включалась. Даже в случае,
3 Информационная прозрачность на рынке ценных бумаг: эмитенты и условия первичного размещения их акций если информация о стабилизации раскрыта, эмитент, как правило, не приводил сведений о ее механизме и характере сделок, а также объяснений того, как они влияют на цену предлагаемых ценных бумаг. Российское законодательство не содержит специального регулирования соглашений об ограничении продажи (обременении) акций (lock-up)1 и требований о раскрытии информации. На практике, несмотря на наличие правовых механизмов, зачастую неясно, в чьих интересах заключается соглашение, вправе ли третьи лица, не являющиеся стороной соглашения, обратиться с требованием о возмещении убытков. Правовая неопределенность и отсутствие минимальных требований к объему раскрываемой эмитентами информации не обеспечивают эффективного использования этого защитного механизма. Проведение публичных размещений показало, что они не всегда сопровождаются профессиональными организаторами размещения (андеррайтерами). Законодательство о рынке ценных бумаг не определяет организаторов размещения (андеррайтеров) в качестве субъектов публичного размещения, не устанавливает их функций и обязанностей. Как следствие, всю ответственность за качество публичного размещения, в том числе за полноту и достоверность информации в проспекте ценных бумаг, несет только эмитент, даже в тех случаях, когда организатор размещения сопровождает сделку. По мнению регулятора, учитывая отсутствие полноценного раскрытия информации, наличие информационной асимметрии, а также планы по расширению выхода на рынок долевого финансирования компаний с государственным участием, целесообразно рассмотреть вопрос о необходимости сопровождения сделок организаторами размещений. Банк России выделяет несколько ключевых направлений комплексного повышения прозрачности публичных размещений, которые требуют принятия дополнительных регуляторных решений. Реализация ряда инициатив призвана устранить дефицит информации на рынке капитала, снизить информационную асимметрию, повысить прозрачность процессов публичного размещения, что должно найти отражение в эффективности ценообразования на рынке акций. Упорядочивание практики публичных размещений позволит сформировать на рынке лучшие стандарты деятельности, оказать влияние на стимулирование инвестиционного спроса и сделать IPO популярным инструментом привлечения инвестиций. 1 Lock-up – временные ограничения на совершение сделок, направленных на отчуждение (обременение) акций эмитента, в том числе акционерами, эмитентом, их подконтрольными лицами (организациями), в соответствии с которыми последние обязуются не продавать (не обременять) акции компании в течение определенного периода времени после публичного размещения.
4 Информационная прозрачность на рынке ценных бумаг: эмитенты и условия первичного размещения их акций КЛЮЧЕВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ходе общественных консультаций Банк России предлагает обсудить предложения по ключевым направлениям изменений в регулировании. 1. Адаптация структуры и содержания резюме проспекта ценных бумаг под розничного инвестора Банк России полагает необходимым обновить требования к структуре и содержанию резюме проспекта ценных бумаг, которое должно учитывать профиль основного читателя – неквалифицированного инвестора. Важными компонентами резюме должны стать ключевая финансовая информация в сравнении с аналогичными предыдущими периодами, сведения о стратегии и перспективах развития эмитента, а также факторы, влияющие на реализацию стратегии. Новая структура и содержание резюме проспекта ценных бумаг позволят повысить его информационную ценность для инвесторов. 2. Ориентация проспекта ценных бумаг, отчета эмитента, годового отчета не только на прошлое, но и на будущее путем включения в них прогнозов (планов) в отношении деятельности эмитента Расширение практики раскрытия эмитентами публично обращающихся акций прогнозных финансовых показателей в проспекте ценных бумаг, отчете эмитента, годовом отчете, которое предлагает Банк России, повысит для инвесторов их информационную ценность, обеспечит лучшее понимание перспектив эмитента. При распространении прогнозных показателей на этапе подготовки к IPO (в презентациях, пресс-релизах и прочих материалах) такие показатели должны соответствовать прогнозам, приведенным в проспекте ценных бумаг. Поскольку прогноз может не реализоваться вне зависимости от воли эмитента (в силу изменения внешних факторов), то ответственность за включение в проспект недостоверной информации в отношении прогноза должна наступать исключительно в случае предоставления заведомо ложного прогноза или за ошибки, допущенные при его подготовке. 3. Определение ключевых компонентов структуры и содержания годового отчета, перевод его на принцип наибольшей ценности информации для инвестора Предлагается установить в регулировании принципы подготовки и ключевые компоненты структуры и содержания годового отчета акционерного общества, предоставив последнему право самостоятельно определять логику расположения обязательных разделов в документе, расширять его структуру и содержание. Инициатива призвана повысить уровень подготовки годовых отчетов – одной из основных форм коммуникации акционерного общества с акционерами. 4. Устранение неопределенности правового статуса организаторов размещений акций Банк России предлагает определить в регулировании деятельность по организации размещения, перечень функций и ответственность организаторов размещения, а также обеспечить разработку стандартов, определяющих требования к квалификации и опыту сотрудников организаторов размещения в публичных сделках на рынке ценных бумаг; подходы к проведению публичных размещений, в том числе к финансово-экономической и юридической проверке деятельности эмитента (процедура due diligence); требования к управлению конфликтами интересов (в том
5 Информационная прозрачность на рынке ценных бумаг: эмитенты и условия первичного размещения их акций числе обеспечивающих наличие информационных барьеров, часто называемых «китайскими стенами»). Требование о том, что организатор размещения должен быть указан в проспекте ценных бумаг и подписывать его, обеспечит ответственность организатора размещения за достоверность указанной в документе информации. Участие в публичных размещениях профессионалов, обладающих в том числе полноценной информацией о текущей деятельности и возможных перспективах развития эмитента, должно повысить качество публичного размещения и стать дополнительным ориентиром для инвесторов при выборе предложения акций. 5. Разработка модельной (типовой) документации, необходимой при проведении IPO Стандартизация документации, регламентирующей отдельные процессы в рамках проведения IPO, с одной стороны, должна предоставлять всем участникам сделок, в том числе эмитентам, адекватные и понятные гарантии защиты, а с другой – обеспечивать гибкость структурирования сделок. Выработка единых принципов и подходов к организации публичного размещения призвана повысить эффективность и прозрачность процессов и в конечном итоге привести к снижению издержек (временных и финансовых) – как для эмитентов, так и для инвесторов. 6. Подготовка и раскрытие не менее 2 независимых аналитических отчетов, содержащих оценки справедливой стоимости компании, для проведения IPO В качестве условия для листинга акций предлагается установить обязанность эмитента, выходящего на IPO, по предоставлению (раскрытию) не менее 2 независимых аналитических отчетов, содержащих оценки справедливой стоимости компании. Свободный доступ инвесторов, в первую очередь розничных, к таким аналитическим отчетам обеспечит предоставление им информации на основе комплексного финансово-экономического анализа деятельности и перспектив развития эмитентов для возможности оценки обоснованности установления эмитентами цены (диапазона цены) акций. 7. Определение типовой структуры аналитического отчета и круга лиц, чьи отчеты будут считаться независимыми Предлагается определить круг лиц, чьи аналитические отчеты будут считаться соответствующими требованиям к независимости. Ими могут быть профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные рейтинговые агентства, аудиторские организации, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке. Введение минимальных требований к содержанию аналитических отчетов обеспечит их прозрачность и наличие детального описания расчетов и применяемых моделей при оценке стоимости компании. 8. Установление для эмитентов акций требования о раскрытии информации о плановом и фактическом распределении акций при подаче заявок на участие в публичном размещении Предложение по установлению требования к эмитентам акций о раскрытии (в форме сообщения о существенном факте до начала публичного размещения) информации о подходах и принципах аллокации различным группам (категориям) инвесторов, а также о фактической аллокации (по итогам состоявшегося публичного размещения) направлено на снижение практики
6 Информационная прозрачность на рынке ценных бумаг: эмитенты и условия первичного размещения их акций увеличения количества заявок и повышение уровня определенности при планировании участия в IPO. 9. Закрепление требования о раскрытии эмитентом информации о соглашениях об ограничении продажи (обременении) акций в проспекте ценных бумаг (в форме сообщения о существенном факте) Предлагается закрепить в требованиях о раскрытии эмитентом информации о соглашении об ограничении продажи (обременении) акций – в частности, информации о намерении заключить соглашение и (или) о факте его заключения в проспекте ценных бумаг. Информация о факте заключения (если заключение соглашения состоялось после регистрации проспекта ценных бумаг), а также о нарушении такого соглашения должна быть раскрыта в форме сообщения о существенном факте. Этот подход обеспечит единообразие состава сведений для информирования инвесторов и ответственность за достоверность раскрываемой информации. Включение информации в проспект ценных бумаг и установление стандарта ее раскрытия предоставят инвесторам необходимую информацию о гарантиях соблюдения принятых ограничений и эффективности связывающих механизмов. 10. Включение в проспект ценных бумаг описания механизма стабилизации цены акций после IPO Регулятор предлагает установить требование по включению в проспект ценных бумаг описания механизма стабилизации, содержащего как минимум следующую информацию: размер стабилизационного пакета, период стабилизации; сведения о лицах, которые станут конечными владельцами выкупленных в период стабилизации акций (акционеры, дочерние и зависимые общества эмитента и так далее); описание инструментов стабилизации. Это позволит инвесторам сформировать полное представление о возможностях механизма стабилизации для снижения волатильности акций после публичного размещения.
7 Информационная прозрачность на рынке ценных бумаг: эмитенты и условия первичного размещения их акций 1. РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ПУБЛИЧНЫМ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ 1.1. Адаптация информации под розничного инвестора Проблема По итогам 2024 г. в структуре инвесторов, принявших участие в публичных размещениях, 48% от объема привлеченных средств занимают институциональные инвесторы и 40% – розничные инвесторы (рис. 1, 3). В публичных размещениях приняли участие порядка 415 тыс. граждан, из которых около 70% являются неквалифицированными инвесторами (рис. 2). В 2024 г. значительно возрос объем инвестиций розничных инвесторов в рамках публичных размещений – в 1,7 раза по сравнению с 2023 годом. В 2023 г. розничные инвесторы инвестировали порядка 24 млрд руб., в 2024 г. – около 41 млрд рублей. По итогам отдельных публичных размещений практически весь объем биржевого размещения пришелся на розничных инвесторов. 63х82 40 48 12 Физические лица Институциональные инвесторы Юридические лица СТРУКТУРА УЧАСТНИКОВ ПУБЛИЧНЫХ РАЗМЕЩЕНИЙ В 2024 ГОДУ (% ОТ ОБЪЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ АКЦИЙ ) Рис. 1 63х170 51 41 20 43 0 10 20 30 40 50 60 I квартал II квартал III квартал IV квартал ДОЛЯ УЧАСТИЯ РОЗНИЧНЫХ ИНВЕСТОРОВ В 2024 ГОДУ (% ОТ ОБЪЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ АКЦИЙ) Рис. 3 63х82 30 70 Квалифицированные инвесторы Неквалифицированные инвесторы СТРУКТУРА РОЗНИЧНЫХ ИНВЕСТОРОВ В ПУБЛИЧНЫХ РАЗМЕЩЕНИЯХ 2024 ГОДА (% ОТ КОЛИЧЕСТВА ЛИЦ) Рис. 2
8 Информационная прозрачность на рынке ценных бумаг: эмитенты и условия первичного размещения их акций Таким образом, на российском рынке акционерного капитала формируется устойчивая тенденция возрастания роли розничных инвесторов, что определяет как текущие особенности публичных размещений, так и специфику их осуществления на горизонте нескольких лет. Возрастает важность наличия адаптированной для розничного инвестора доступной и понятной информации, необходимой для оценки рисков инвестиций в финансовые инструменты. Вместе с тем на практике преобладает формальное отношение эмитентов к материалам, предлагаемым инвесторам, прежде всего это касается резюме проспекта ценных бумаг. В настоящее время такие резюме чрезмерно объемны (иногда до 20–25 страниц), а их структура и содержание не позволяют инвестору получить важную для инвестиционных решений информацию – прежде всего ключевые финансовые и операционные показатели. Напротив, в структуру резюме входит отдельная информация, не относящаяся к ключевой для первичной оценки инвестором предложения эмитента. Например, сведения о консолидированной финансовой отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая (ссылка на которую) содержится в проспекте ценных бумаг; сведения о способе и дате создания эмитента, о случаях изменения наименования эмитента и о его реорганизации. Существующие подходы к решению В международной практике, в том числе в Европейском союзе, Великобритании, Индии, Бразилии, ключевая информация в резюме отражает существенные характеристики эмитента, предлагаемых ценных бумаг и условий публичного размещения. Резюме должно быть кратким, простым и понятным. В ряде юрисдикций устанавливается максимальный объем резюме. Структура резюме в международной практике • В соответствии с регулированием в Европейском союзе1 и Великобритании2 резюме должно состоять из следующих 4 разделов: 1) введение, содержащее наименование и контактные данные эмитента; наименование и международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN); сведения об уполномоченном органе, утвердившем проспект ценных бумаг, дату утверждения; предупреждения о том, что инвестору следует принимать решение о рисках возможной потери инвестиций на основе всего проспекта ценных бумаг; 2) ключевая информация об эмитенте (местонахождение, организационно-правовая форма, основные виды деятельности, информация о ключевых акционерах и руководстве, аудиторах; выборка ключевой финансовой информации за финансовые периоды, сопровождаемые сравнительными данными за предыдущие аналогичные финансовые периоды); 3) ключевая информация о ценных бумагах (тип, класс, ISIN, количество выпущенных ценных бумаг и их номинальная стоимость; права, закрепленные за ценными бумагами; ограничения на распоряжение ценными бумагами; основные риски, связанные с ценными бумагами); 4) ключевая информация о публичном предложении ценных бумаг (условия и сроки ожидаемого предложения; оценка расходов на публичное размещение, в том числе предполагаемые расходы инвестора; цели использования привлеченных средств; предполагаемая чистая сумма поступлений от публичного размещения; указание на наличие соглашения с андеррайтером на основе обязательств выкупа у эмитента нераспределенных акций по согласованной цене (на основе твердых обязательств); наиболее существенные конфликты интересов, связанные с публичным размещением). Регуляторы предлагают установить максимальный объем резюме (не более 7 страниц). 1 Item 30, Item 3–4 Article 7 Regulation (EU) 2017/1129 of the European Parliament and of the Council of 14 June 2017 on the prospectus to be published when securities are offered to the public or admitted to trading on a regulated market, and repealing Directive 2003/71/EC. 2 Item 2.1.4, Annex XXII Prospectus Rules.
9 Информационная прозрачность на рынке ценных бумаг: эмитенты и условия первичного размещения их акций Предлагаемая инициатива Банк России полагает необходимым обновить требования к структуре и содержанию резюме проспекта ценных бумаг. Его наполнение должно учитывать профиль основного читателя – неквалифицированного инвестора. Важными компонентами резюме должны стать ключевая финансовая информация в сравнении с данными за аналогичные предыдущие периоды, сведения о стратегии и перспективах развития эмитента, а также факторы, влияющие на реализацию стратегии. Резюме должно представлять собой краткий документ (не более 7 страниц), изложенный простым, понятным языком. Новая структура и содержание резюме проспекта ценных бумаг позволят повысить его информационную ценность для основной массы инвесторов. Предложения по структуре резюме представлены в Приложении 1. Вопросы для обсуждения 1. Поддерживаете ли вы представленный подход к изменению требований к структуре и содержанию резюме проспекта ценных бумаг? 2. Какие дополнительные меры, с вашей точки зрения, необходимы для того, чтобы резюме проспекта отвечало нуждам инвесторов? • В Индии резюме должно содержать краткую информацию об эмитенте, структуре акционерного капитала, совете директоров, руководстве эмитента, условиях публичного размещения, а также сводные консолидированные финансовые и операционные показатели, сведения об андеррайтерах, юридических консультантах, аудиторах, механизме стабилизации цены акций3. • В Бразилии резюме должно представлять собой отдельный раздел – краткое описание предложения, включающее основные характеристики сделки и содержащее ключевую информацию, необходимую инвесторам для понимания особенностей деятельности эмитента и условий предложения. Объем – не более 15 страниц4. 3 Part A of Schedule VI Securities and Exchange Board of India (Issue of Capital and Disclosure Requirements) Regulations. 4 Section III Article 17 CVM Resolution No 160, of July 13, 2022.
10 Информационная прозрачность на рынке ценных бумаг: эмитенты и условия первичного размещения их акций 1.2. Прогнозные показатели деятельности эмитента Проблема Стоимость акций отражает ожидания инвесторов в отношении способности компании создавать стоимость для акционеров, включая будущие дивидендные платежи и чистую стоимость активов. Практика ориентации эмитентов на раскрытие прошлых и текущих результатов своей деятельности не вполне отвечает интересам инвесторов. Их решения зависят от стратегии, планов или прогнозов по достижению ключевых финансовых и операционных показателей. В настоящее время в российский проспект ценных бумаг и отчет эмитента включаются описание перспектив развития эмитента и отраслевые прогнозы. Однако большинство эмитентов обходятся общими описаниями, которые малоинформативны для анализа будущих ключевых финансовых и операционных показателей. Случаи, когда эмитент включает прогноз своих финансовых и операционных показателей в проспекты ценных бумаг, единичны. Одновременно эмитенты раскрывают прогнозы и оценки будущих показателей в маркетинговых материалах и презентациях, пресс-релизах и прочих документах, не являющихся юридически значимыми сообщениями. Влияние инфлюенсеров, а также значительный объем материалов рекламного характера в открытом доступе в сети Интернет и социальных сетях могут стать причиной завышенных ожиданий инвесторов в отношении деятельности эмитента и перспектив его развития. Существующие подходы к решению Международная практика сдвигается в сторону необходимости раскрытия прогнозных показателей деятельности эмитента (forward-looking information), то есть его взглядов относительно будущего. Происходит расширение практики публичного раскрытия прогнозов за счет установления общих требований о раскрытии прогнозной информации. В Великобритании1 и Южной Корее2 регуляторы планируют побудить эмитентов раскрывать собственные прогнозы (включая прогноз прибыли), необходимые для принятия решений инвесторами. В Европейском союзе установлены принципы, руководствуясь которыми эмитенты могут публиковать прогнозные оценки. Включение требований о раскрытии прогнозных показателей в проспект ценных бумаг повысит его информационную ценность для инвестора, позволит лучше понять перспективы эмитента. Вместе с тем при любом публичном распространении прогнозных показателей на этапе подготовки к IPO (в презентациях, пресс-релизах и прочих материалах) эти показатели должны соответствовать прогнозам, приведенным в проспекте ценных бумаг. Что касается ответственности эмитента и иных лиц, подписавших проспект ценных бумаг, то они не должны нести риск нереализации прогноза. Прогноз может не реализоваться вне зависимости от их воли – в силу изменения внешних факторов. Ответственность за включение в проспект недостоверной информации в отношении прогнозов должна наступать в случае предоставления заведомо ложного прогноза или за ошибки, допущенные при его подготовке. 1 Consultation on the new Public Offers and Admissions to Trading Regulations regime (POATRs). 2 Guidelines on corporate value-up plan unveiled to support listed companies voluntary efforts to boost corporate value; Financial Investment Services and Capital Markets Act.
11 Информационная прозрачность на рынке ценных бумаг: эмитенты и условия первичного размещения их акций Предлагаемая инициатива Банк России предлагает ввести требование о раскрытии эмитентами, акции которых находятся в публичном обращении, прогнозных финансовых показателей в проспекте ценных бумаг, отчете эмитента, годовом отчете. В частности: • установить перечень обязательных для раскрытия прогнозных показателей – выручка, чистая прибыль (убыток), чистая прибыль (убыток) на акцию, рентабельность капитала. Остальные показатели эмитент может раскрывать по своему усмотрению; • в качестве периода прогноза предлагается установить календарный год; • прогнозы на более долгосрочный период эмитент может раскрывать по собственному усмотрению; • при публикации прогнозных показателей раскрывать горизонт прогноза и метод прогнозирования; • эмитенту рекомендуется публиковать диапазон возможных значений или минимальную (максимальную) границу возможного значения прогнозного показателя; • показатели не должны вводить читателя в заблуждение и быть разумными, включая ширину диапазонов; • прогнозные показатели, основанные на исторических данных, следует сопровождать раскрытием показателей за предыдущие периоды времени; • для прогнозных показателей, не основанных на исторических данных, требуется приводить необходимые пояснения; • при раскрытии в проспекте ценных бумаг оценок и прогнозов, в том числе отраслевых, подготовленных третьими лицами, необходимо указывать, кем подготовлены прогнозы, а также характер отношений между третьим лицом и эмитентом, ссылку на источник информации; • обеспечить возможность корректировки прогнозных показателей (с указанием факторов, оказавших влияние на их пересмотр); Подходы к прогнозным показателям • В Европейском союзе под прогнозом понимаются заявления, в которых указывается показатель или диапазон вероятного уровня прибыли/убытков на текущий или будущие финансовые периоды либо содержатся данные, на основе которых может быть произведен расчет показателя1. Прогноз прибыли должен быть четким и недвусмысленным, содержать основные предположения для прогноза. Должны разграничиваться предположения о факторах, на которые органы управления компании могут или не могут повлиять. Допущения должны быть обоснованными, понятными инвесторам, а также конкретными и точными. • Дополнительно к действующему регулированию Европейская служба по ценным бумагам и рынкам (European Securities and Markets Authority, ESMA) подготовила рекомендации к проспекту ценных бумаг, в том числе в части прогнозов прибыли, которые не должны вводить инвесторов в заблуждение и обеспечивать соблюдение следующих принципов: понятность, надежность, сопоставимость, актуальность. При подготовке прогнозов следует учитывать исторические результаты деятельности, рыночную позицию эмитента, изменения в рыночной среде, в правовом/налоговом регулировании. 1 Chapter Definitions Article 1, Section 11 Annex 1 Сommission Delegated Regulation (EU) 2019/980 of 14 March 2019 supplementing Regulation (EU) 2017/1129 of the European Parliament and of the Council as regards the format, content, scrutiny and approval of the prospectus to be published when securities are offered to the public or admitted to trading on a regulated market, and repealing Commission Regulation (EC) No 809/2004.
RkJQdWJsaXNoZXIy MjcxODE=